Используй голову
Как велосипедистам улучшить свою умственную подготовку?
Подсчет ватт, подсчет миль, подсчет калорий: в велосипедном спорте используется много технологий, чтобы ты мог ехать дальше и быстрее. Но как насчет тренировки еще одной мышцы, которая управляет нашей мотивацией, чтобы преодолеть эти мили? Каковы показатели умственной подготовки велосипедистов? Поговорим с Марком Бомонтом о его новой книге, написанной для GCN(Глобальная сеть велосипедистов) «Полное руководство по психологии велоспорта».
Argon 18: Что побудило вас написать эту книгу?
Марк Бомонт: В своей предыдущей книге «Выносливость» я исследовал идею о том, что каждый может заниматься велоспортом на выносливость: молодой или старый, мужчина или женщина, независимо от того, откуда вы родом. В отличие от других дисциплин в велоспорте, где важна физиология, где у вас есть естественное преимущество, если вы альпинист или спринтер с определенным типом телосложения, велоспорт на выносливость доступен для людей любых форм и размеров, и в нем вы действительно можете стать лучше с возрастом. Я писал эту книгу вместе со своим менеджером по эффективности Лорой Пенхаул, и единственная глава, которую нам пришлось редактировать больше всего, единственная тема, о которой мы написали очень много, была психология. Доктор Джим Тейлор был приглашенным экспертом для этой главы и стал соавтором новой книги.
После «Выносливости» GCN спросили, о чем я хочу написать следующую книгу, и я точно знал, что это будут исследования в области психологии. Все говорят о выборе экипировки, питании, тренировках, но есть одна вещь, которая, по сути, бесплатна и, вероятно, имеет наибольшее значение для велосипедиста — это умственный инструментарий. Я всегда говорил: посмотри на меня, я высокий, я не типичный велосипедист. Увидев меня на улице, никто не скажет: «Это парень, который быстрее всех объехал весь мир на велосипеде и установил множество рекордов». Физически я не лучший гонщик на выносливость в Эдинбурге, где я живу, не говоря уже о Шотландии, не говоря уже обо всем мире. Мой успех во многом связан с планированием, очень тщательным планированием и психологией. Способность довести себя до нужного состояния и остаться в нем — вот что мне помогло. Возьмем, к примеру, недавний рекорд North Coast 500: многие гонщики могли бы побить этот рекорд, если бы вы просто измерили силу их ног, их FTP. Но могут лиони сделать это в реальных условиях?
Я считаю, что именно мысленный настрой привел меня туда, где я есть. Но мне сложно было это описать, поэтому мы с доктором Джимом стали идеальной командой. Он академик, но применяет свои знания к спортсменам высшего уровня. Я парень с 20-летним стажем в велоспорте. Если честно, я чувствовал себя на курсе терапии у психолога в течение шести месяцев, которые мы потратили на написание этой книги, поскольку за это время я смог намного лучше понять себя! Мне пришлось исследовать много аспектов, включая спорт в целом, тренировки, мотивацию, стабильность, семейную жизнь, факторы, которые меня раздражают— все то, что составляет умственный инструментарий. И теперь я могу поделиться этим, и это здорово. Думаю, это важно для любого велосипедиста. Конечно, я уверен, что покупка более легкого велосипеда и больше тренировок имеет значение, но психология, по моему мнению, является гораздо большим неиспользованным ресурсом.
Argon 18: Какой первый шаг мне нужно сделать, если я хочу начать работать над своей мотивацией и психологической устойчивостью?
МБ: Во-первых, поймите свое «почему». Почему ты ездишь на велосипеде? Ясно, что для кого-то это членство в клубе, для кого-то соревнование, а может быть, наоборот — ради времени и пространства вдали от всего этого, своего рода медитация. Если вы сначала поймете «почему», вы поймете, что для того, чтобы реализовать свои амбиции как велосипедиста, в какой-то момент вам придется страдать. Вещи, определяющие карьеру, всегда сложны. Но если вы не понимаете «почему», вам будет сложнее справляться с эмоциями, когда ситуация станет сложной.
Довольно много людей сосредотачиваются на результатах подобных испытаний — успехах, воспоминаниях. Но если вы хотите стать лучше, важно испытывать гордость и удовольствие от самого процесса. Понимание своего «почему» поможет выяснить, как вы справляетесь с концентрацией внимания во время обычных тренировок, а также как вы относитесь к травмам и неудачам. Глупо думать, что у вас должен быть позитивный настрой каждый день. Но если вы намерены прогрессировать, продуктивное мышление необходимо. Вы должны верить, что то, что вы делаете, имеет значение — что вы едите, как вы спите, как выстраиваете повседневную жизнь, абсолютно все это имеет значение. Вы должны взять на себя ответственность за эти процедуры. Гордость и ответственность за свои действия имеют ключевое значение.
Также важно быть честным с самим собой. Нет никакого смысла страдать на затяжном подъеме, чувствовать себя ужасно и ожидать, что можно просто переключиться на позитивный разговор с самим собой. Нет смысла обманывать себя и говорить, что «это легко». Но вы можете призвать своего внутреннего героя и сказать: «Да, это сложно, но это необходимая часть, и, когда все закончится, я оглянусь на это и все оценю».
Нельзя просто «зажечь» мотивацию по щелчку. Это просто невозможно.
A18: Приведите пример ситуации, когда вам действительно пришлось полагаться на психологическую устойчивость?
MB: Возьмем прошлогоднюю GBDuro, 2000-километровую гонку по гравию длиной во всю Британию: 60 человек стартовали и 13 финишировали. Те 60, которые стартовали, были очень строго и тщательно отобраны, поэтому даже для старта нужно было иметь отличную подготовку. Так почему же основная часть велосипедистов бросила гонку? Большинство ушли не из-за того, что их велосипеды сломались или они получили физические травмы. Они бросили, потому что сдались. Они ушли, потому что просто перестали ехать по дороге. Когда вы перестаете ехать по дороге перед вами, страх перед общим расстоянием или масштабом того, что вы берете на себя, становится слишком сильным.
У самого старшего участника гонки, Говарда, на фаре было написано три слова: безопасно, финишировать и весело. Я спросил его, что это значит. Он сказал, что это его матрица принятия решений. Во-первых, я должен быть в безопасности, и если я еду не в безопасности, то все, я останавливаюсь. Затем нужно финишировать — единственная причина, по которой я бы не финишировал, — если это небезопасно. А внизу – «весело». Мы делаем это, потому что это дает нам чувство удовлетворения, но это не всегда радость в чистом виде. Отсутствие удовольствия — не причина не заканчивать гонку. Или это недостаточно веская причина. Вам не нужно все время развлекаться. Подумайте об этом – после гонки вы не сидите с ребятами и не болтаете о попутном ветре и прекрасном солнечном свете. Вы говорите о тех моментах, которые были адом на земле. Говард — лучший пример, почему все эти люди покинули эту гонку. Они ушли из-за умственной игры, потому что у них не было матрицы Говарда — точнее, их собственной матрицы.
Во время гонки North Coast 500 у меня была затяжная нижняя точка, около семи часов. Я преодолел первый большой подъем, но к концу седьмого часа уже чувствовалось, что я еду долго. Я знал, что был на пути к установлению рекорда, у меня все было хорошо, а потом меня осенило, что у меня впереди 21 час, из которых я проведу не в седле максимум 15 минут. И меня до смерти напугало не то, что было тяжело в тот конкретный момент, не то, что мышцы уже начали болеть, но осознание пути в неизвестность, за горизонт. Дело не в том, что в тот момент было тяжело — на самом деле я чувствовал себя довольно хорошо, пока думал об этом, — но общая картина очень давила.
Если у вас есть хороший умственный инструментарий, вы почти всегда сможете продолжать ехать по дороге. Масштабы проблемы часто пугают людей. Создание этого инструментария заключается не в том, чтобы бить рекорды, и даже не в том, чтобы быть классным велогонщиком или высокоэффективным спортсменом. Речь идет о достижении любых ваших личных целей. Эти инструменты полезны для всех.